|
Дмитрий ГАЙДУК
САД
О Дмитрии Гайдуке почти ничего не известно, более
того, неизвестно также, жив ли он и жил ли когда-нибудь вообще.
Рукопись, подписанная этим именем, любезно передана редакции "Ех
Ponto" лидером днепропетровской группы концептуального и
синкретического искусства "Насыщение мифами пространства
сада" Андреем Жвакиным. По словам последнего,
Гайдук проживает то ли в Харькове, то ли в Полтаве. Произведения
Гайдука датированы в основном началом 80-х годов. Если кому-либо
из читателей 'что-то известно о судьбе и местонахождении Дмитрия
Гайдука, огромная просьба сообщить об этом в редакцию "Писем
с Понта" или "Гуманитарный Фонд".
САД 8
На десятый день нашего пути от верховьев Нила мой
проводник заметил что-то на горизонте и радостно воскликнул, указывая
туда рукой:
— Хозяин, посмотри, там наш Сад! Великий Белый Господин посадил
этот Сад для нас. Это самый богатый Сад на Земле, слава щедрости
Белого Господина!
Я вгляделся: на горизонте, среди бескрайней серой
саванны вырисовывалось нечто похожее на контуры колоссальной глухой
стены, неведомо каким титаном выстроенной в этом богом забытом
краю; но никакого сада видно не было, и я спросил проводника:
— Мбиру, почему ты говоришь, что там сад? Я вижу только большую
стену.
— Да, — ответил проводник, — там очень большая стена. Это самая
большая стена на Земле. Белый Господин построил ее, чтоб защитить
наш Сад от наших врагов, слава могуществу Белого Господина!
— Мбиру, — сказал я, — но там не видно ворот, а стена высокая.
Как же вы ходите в ваш сад?
— Да, — с гордостью сказал проводник, — это самая высокая стена
на свете, но в ней есть ворога и для нас, только они далеко отсюда,
много-много дней в... ту сторону (он махнул рукой в неопределённом
направлении). А Мбиру со своим племенем ходит здесь, через дыру
в заборе, слава мудрости Белого Господина!
— Мбиру, но ведь это не годится, что вы лазаете в собственный
сад через дыру в стене, будто воры, — сказал я.
— Конечно, не годится, Хозяин, — подтвердил Мбиру, —- в Саду ходит
сторож Белого Господина у него громкий голос и молния в руке;
когда он видит Мбиру, он кричит на него и метает в него молнию,
слава гневу Белого Господина!
Странный образ мыслей моего проводника поразил меня еще больше,
чем огромная стена посреди саванны.
— Послушай-ка, Мбиру, — сказал я моему проводнику, — я живу в
стране белых и знаю, быть может, твоего Белого Господина. Хочешь,
я скажу ему, 4106 он сделал ворота в стене на том месте, где вы
лазаете в дыру?
— Не надо,хозяин, —испуганно прошептал Мбиру, — не говори Белому
Господину. Белый господин добрый, он построит ворота, и повесит
на них замок, и поставит двух сторожей, а Мбиру и его племени
придется искать новую дыру в стене. Не говори ничего Белому Господину,
слава величию его!
САД 5
Когда де Жунешу исполнится 14 лет, он купит для
практики в английском языке бросовую брошюру некоего Д.Александра,
отпечатанную в США на ротапринте. Ее заглавие — "Государство
справедливых: практическая методика построения; с приложениями
и комментарием". Мысли, изложенные в ней, покажутся де Жунешу
парадоксальными, но интересными. Некоторые из них он проверит
на практике и будет настолько изумлен результатами этой проверки,
что станет яростным адептом учения Д.Александра. В соответствии
с "Приложением I — Как стать вождем" он сбежит из дома
и пять лет будет скитаться среди горя и нищеты обеих Америк, пока
не окажется наконец на одном из Малых Антильских островов, где
90% населения существуют ниже официального уровня бедности, а
уровень этот вдвое ниже, чем на Гаити.
Именно здесь де Жунешу удастся последовательно воплотить
в жизнь все заветы Д.Александра. Через год после своего появления
он возглавит государственный переворот и встанет во главе революционного
правительства; через три года на острове полностью исчезнут голод
и безработица, через пять лет сформируется стабильное хозяйство
нового типа, в сторону которого обратятся взоры всего "третьего
мира". Сила живительных идей "Государства справедливых"
поможет де Жунешу установить паритетные отношения даже со "сверхдержавами"
и извлекать выгоду из сотрудничества с ними.
Во время очередного визита в США де Жунеш сможет
наконец посетить Давида Александра. К тому времени Александр будет
известен в стране как великий садовод, а его Сад уже получит статус
Национального парка. Они встретятся в этом роскошном Саду — учитель
и ученик единой Великой Науки, — но разговора у них не получится.
Потому что для Давида Александра все положения "Государства
справедливых" уже в 20 лет были пройденным этапом. В своей
брошюре он пародировал былые заблуждения, зло высмеивал прежних
кумиров — и только человек, плохо понимающий по-английски, мог
не уловить его иронии. С тех пор Давид Александр так и не издал
ни одной книги. Осознав единство жизни, он перестал суетиться,
ухаживал за деревьями, хлопотал по дому, перечитывал любимых авторов,
заботился о жене и сыновьях, — и никогда не предполагал, какого
шуму натворит в остальном мире его юношеское произведение.
Но он не удивится такому повороту событий — он давно
уже постиг многообразие природы и привык радоваться ему. Он улыбнется
и скажет юному президенту, что тот ошибся; садовник Давид Александр
никогда не писал о государстве. А потом, светлый лицом и спокойный
сердцем, проводит де Жунеша из Сада — и юноша вернется в свою
жестокую и великолепную жизнь, так и не разочаровавшись в Учителе.
САД 4
В прежние времена Сад населяли смирные работящие
люди, которые при встрече говорили "Здравствуйте!",
а прощаясь, говорили "До свидания!", смолоду стремились
заводить семью и посвящали свою жизнь работе и детям, искренне
веруя в правильность своего пути.
Когда же появился Мудрец, сперва никто его за мудреца
не посчитал. Это был гнусный пьяница, ко.торый бродил по дворам
и смущал молодых безумными речами. — Посылай всех к черту, — говорил
он, — и будешь велик; и еще: Брось работу — и будешь свободен;
и еще это: Покажи невесте кукиш и отправляйся пить вино — семья
превращает человека в тупую скотину; и еще много подобного. Люди
смеялись над ним и гнали его со двора, но некоторые из молодых
слушали его охотно и даже присоединялись к нему в его странствиях.
Среди них возник обычай посылать старших к черту и показывать
им кукиши — народ никак не мог одобрить этого, но не преследовал
мудреца, потому что тот был слаб и жалок.
Однажды зимой мудрец упился, упал в канаву и замерз в ней. Там
его и похоронили; его приверженцы часто собирались на могиле,
проводя там свой досуг таким образом, что их разврат и невежество
вызывали возмущение старших, но несказанно манили молодых. Поэтому
число приверженцевросло; приходящих посылали к черту, но они отвечали
тем же и оставались. Многие из них бросили работу, однако через
некоторое время возвратились к ней, потому что без работы скучно.
Со временем, когда они уже имели взрослых детей, незаконно прижитых
в свободных браках (ведь законный брак мудрец подверг посрамлению!),
обычай вместо приветствия посылать друг друга к черту так укоренился,
что полностью вытеснил собой традиционные формы приветствия. Их
внуки узаконили свободный брак, потому что к тому времени он связал
три четверти всех семей Сада. Частью ритуала свободного бракосочетания
стало показывание друг другу кукишей — тогда уже повсеместно верили,
что кукиш изгоняет нечистую силу, и прибегали к его помощи в различных
сложных ситуациях. Еще через два поколения произошла канонизация
святого Мудреца и было написано его житие — книга о веселом труженике,
которого Господь вдохновил дать миру новые правила жизни. А около
его могилы была построена часовня, над дверью которой вывесили
его образ в искусно сделанной рамке из кукишей и фаллосов.
|
|