|
Сергей Зубарев
БРОДЯГА СУМЕРЕК
(эссе-полусон)
Памяти «Гуманитарного фонда»
Новости культурной жизни прописываются в Столице.
В том сезоне у продвинутой публики в моде были социальные артисты
и рэгги-твист.
Дикие и безбашенные ростки свободы пробивались сквозь обломки
прогнившей диктатуры, рухнувшие на страну. Творческие порывы,
ещё не осознав себя явлением парниковым, пробуждались от зимней
спячки, радовались простору и солнцу вне вчерашних стен сумрачных
казематов, по весне не тревожась о зимней крыше.
Я, молодой провинциальный эксцентрик, жаждал причаститься славы
новых столичных звёзд экстремального социального артистизма. И
в кои-то веки наличие свободного времени совпало с наличием денег,
что сделало возможным приезд в Столицу на несколько дней.
В тот вечер допоздна засиделся в гостях, где под пиво слушали
рэгги-твист и говорили о социальных артистах. Завтра предстоял
отъезд, а сейчас надо было успеть в метро, чтобы попасть на окраину
к дальним родственникам, предоставившим мне ночлег. Там остались
вещи, билет. Имеющаяся же в данный момент наличность если такси
и предполагала, то следующий день пришлось бы провести впроголодь.
Несмотря на поздний час, освещённость пространства, вяло разбавляемая
редкими и тусклыми уличными фонарями, напоминала необычно затянувшиеся
сумерки или нежданно нагрянувшую с севера белую ночь – будто земная
ось сместилась. Муть и блазь.
Сонно топая по узким и путаным переулкам старого столичного центра
там, где он переходил в старые рабочие окраины, я, похоже, сбился
с малознакомого пути и в полутьме на безлюдье уже минут десять
шагал в ином направлении, нежели нужно. А расчет не застрять в
метро делался как раз на минуты…
Случайные прохожие или махали рукой, ускоряя шаг, или объясняли
путь так, что я запутывался ещё больше. Голова, замутнённая усталостью
и алкоголем, вообще уже отказывалась что-либо соображать. Хотелось
на всё плюнуть и развалиться на ближайшей лавочке – благо, позволяла
погода.
…Наконец путь вывел на улицу, которая в этих местах выглядела
магистральной и давала надежду, что я близок к цели. Но в какую
мне сторону?
Заметив такого же, как я, одинокого полуночного путника, двигавшегося
навстречу по другой стороне улицы, направился к нему… Но не будет
ли это расценено как «наезд», да и безобиден ли он сам?
И вот – с прохожим, невзрачным мужиком неопределенного возраста,
нас разделяет только ведущий от улицы вбок проезд. Туда он и свернул.
Я – следом. «Туда идут люди». В перспективе открывалось затуманенное
широкое пространство, которое могло оказаться площадью, где и
находится чаемый вход в метро. Однако тянувшиеся по обе стороны
проезда кирпичные заборы, длинные и обшарпанные, и безжизненные
приземистые бараки всё же убедительнее намекали на то, что далее
следует вглушь промышленно-хозяйственная зона – или тупик и свалка.
По разным сторонам проезда мы вышагали метров с полста. Я – никак
не решаясь спросить и побаиваясь не столько за тощий кошелёк,
сколько за жизнь и одежду. Он – вроде бы невозмутимо направляясь
по своим делам.
Но неведение угнетало меня не меньше, чем страх. Осмелился приблизиться
и окликнуть:
- Простите, метро далеко? Куда я иду?
Он легко обернулся. И я разглядел его лучше… Передо мной стоял
человек-Никто. Бомж, повидавший всего и на всём поставивший крест,
спрятавшись за щитом невыразительного, но непоколебимого бесстрастия,
и бесцельно бредущий к жизненному финалу со стареньким полупустым
рюкзачком? Нищенствующий работяга, по многолетней привычке, беззлобно
стиснув зубы, собранно и ко всему безразлично топающий на ночную
смену, а все надежды на лучшую жизнь далеко позади?
Серых тонов и бедный, однако аккуратный и не поддающийся однозначным
определениям «прикид», который ни бродяжьими обносками, ни «хипповой
джинсой», ни затертой спецовкой не назовёшь, логично дорисовывал
привидевшийся мне образ человека за бортом, не молящего о спасательном
круге, но не идущего ко дну и уверенного, что до своего берега,
как бы тот ни был далёк, он обязательно доплывёт, хотя и это не
повод для излишнего балласта эмоций.
- Человеку нужно знать, куда он идёт, - ответил Никто. Не громко,
не назидательно, но с чёткой дикцией, как бы напрягаясь ровно
настолько, чтоб быть услышанным. – На метро обратно. Но поздно…
Тут дорога к реке.
Перспектива освежиться в проточной воде вдохновила меня мгновенно
и, невзирая на рисковую ситуацию, я задумал скоротать на реке
время до рассвета:
- Искупаться там есть где?
- Места всем хватит. Я туда же.
Мы молча прошагали недолгой дорогой до полудикого замусоренного
пляжика. Бомж (или кто он там?) сухо откомментировал:
- Справа вид на задворки Театра на Мойке. Хозяйственные постройки,
им лет сто. Место это, ясное дело, зовётся Помойка. Её делят на
три части. Где мы – это Пьяный Пляж. Ближе к театру – заболоченная
низина, Гнилое Болото. Выше, под забором театра – Ясная Поляна,
или Поле Чудес. Там «отвязываются» артисты. Кто победней или почудней.
«Поле Чудес… Это, если не изменяет мне память, связано с социальными
артистами?» - мелькнула мысль. Но уточнить у полуночного бродяги
не решился. Слишком уж он казался человеком из слишком другого
мира. Меня бы и насторожило, объявись он знатоком новейших изысков
интеллектуалов. Достаточно того, что для бомжа его речь правильна
на редкость.
Тем временем Бродяга Сумерек, как я окрестил своего внепланового
компаньона, разместился на лавке и извлёк из рюкзака пару вобл,
жирную солёную селёдку и две больших пластиковых бутылки с пивом.
Одну молча протянул мне.
Я не отказался, сделал пару глотков. А расщедрившийся незнакомец
вроде бы не собирался представляться и вступать в беседу, занявшись
неспешною чисткой воблы. Разломив её, также без слов подал кусок
мне. И принялся нарезать разложенную на газете селёдку.
У меня взыграл аппетит и на еду, и на пиво после расслабивших
первых глотков. И я по-приятельски обнаглел:
- Слушай, а возьми в долю, напополам? С утра за мой счёт повторим.
Или утроим.
Незнакомец молча кивнул. И мы продолжили размеренную ночную трапезу
на берегу грязной реки, прерываемую разве что редкими, ни к чему
не обязывающими фразами. Не пытаясь что-либо разузнать друг о
друге и найти нечто общее – чёткую установку, что не может быть
иначе, отрешённо глядящий в даль компаньон мне дал, равнодушно
и легко уйдя от ответов на пару моих первых наводящих вопросов.
Да и я вскоре начал воспринимать ситуацию как самодостаточную,
погрузившись в неё и отдавшись спокойному течению мыслей. Тем
более что клонило в сон…
Очнулся я на лавке, когда уже рассветало. От шума компании молодёжи,
от магнитофонного рэгги-твиста. «Своя» музыка успокоила. Огляделся.
Бродяга Сумерек дремал сидя, прислонясь к дереву. В трёх метрах
от меня весёлая девица, без комплексов демонстрируя обнажённые
прелести, грохнулась оземь при неуклюжей попытке влезть в купальник.
Все заржали, и громче всех она, катаясь по загаженному песку.
Нарисовалась папироска с марихуаной. Пустили по кругу. Заметив
меня, предложили тоже, по-свойски. Потом ещё косячок, ещё…
Мокрые семейные трусы на Гнилом Болоте я испачкал, предварительно
искупавшись с голенькими девчатами, которые объявили войну купальникам,
калечащим человека. От новых подружек (впрочем, косившихся на
меня с лёгким презрением) я и узнал, что публика, продолжающая
пополняться, собирается здесь не просто ради тусовки, а поглазеть
на грядущую акцию социальных артистов, которая, ещё не свершившись,
уже стала легендой.
И теперь вот, потеряв чувство времени, увязал в грязи и дерьме,
пробираясь к Ясной Поляне. Будь в своём уме, мирно бы расслаблялся
по свою сторону? Неужели я дурней всей толпы обалдевших на пляже
зевак?.. Плюхнулся. И пополз, пополз…
Тут-то на Ясную Поляну с театральных задворок и вышли знаменитые
социальные артисты. С эпатажными псевдонимами Срыгов, Трупенштерн
и Гэбиев. Несли пудовый арбуз. «Социальные артисты пинают на рассвете
арбуз. Сверху он зелёный, а внутри розовый или красный», - зычно
объявил кто-то из них.
В брошенный и не взлетевший арбуз ловко не промахнулась натренированная
нога Гэбиева. Арбуз треснул. А упав, разумеется, разлетелся на
куски.
Акция завершилась под жидкие аплодисменты обкуренного тусняка.
С театральной стороны вышли пяток приближенных к социальным артистам
лиц и начали по кругу пить из горла водку, не обращая внимания
на валяющуюся под ногами розовую закуску.
Я, выползший из болота на их сторону, отмывался в реке. Вокруг
плавал мелкий мусор.
Не обращая на меня внимания, артисты вели беседу. Кто-то жаловался,
что всю ночь не спал и уже на ходу засыпает, кто-то сетовал, что
никогда не вставал так рано. Но чем не пожертвуешь ради превращения
рассвета в культурно-эстетический контрфеномен!
А по большей части речь шла о том, что на Ясную Поляну на Поле
Чудес не взойдёшь, не преодолев сточного Гнилого Болота, не поползав
и не изгваздавшись в нём по полной программе. «И вообще всё дерьмо,
что не превращено в конфетку нашей убийственно волшебной иронией».
Заметив меня, лоховатого чужака, Гэбиев снизошёл: «Провинциалов
не касается». Но водкой не угостил.
Похоже, беседы не завязывалось, и я отправился восвояси. Теперь
уже вплавь, сквозь мозговой туман всё-таки углядев, что такое
усилие будет намного приятней ползанья по коварному сточному болотцу,
внешне не сулящему проблем.
Публика на пляже уже подрассосалась. Не было видно и Бродяги Сумерек.
К тому же я обнаружил не все свои вещи. Спёрли часы и свитер.
Пропал и кошелёк. Но в кармане штанов мелочь на метро нашлась.
Кого винить – неизвестно. Заявлять в полицию – хлопотно, бестолково,
да и в каком сам-то я виде? А вечером поезд. Под рэгги-твист,
помятый, ухожу…
Человека, очень похожего на Бродягу Сумерек, я повстречал через
несколько лет там, где появление былого столичного попутчика выглядело
по меньшей мере странным. На окраине моего городка в глубинке.
Где я похоронил свои амбиции комедианта.
На сей раз я прекрасно знал, куда иду. Будучи навеселе, с конечной
остановки автобуса ближе к полуночи вышагивал по старому дачному
посёлку, в глубине которого у реки ютилась и моя летняя хижина.
Свернув в один из первых проулков, в ночном безлюдье услышал за
собою шаги. Насторожился. Попутчик, если не преследователь, на
расстоянии десятка шагов шёл за мной метров сто, двести… Так мог
обхаживать жертву грабитель, прицениваясь к шаткости её походки,
к лёгкости добычи.
Шагнув на обочину и оглядывая дорогу, я нагнулся – вроде как завязать
шнурок, а на самом деле или развеять гнетущие мнимые опасения,
или встретить реальную опасность лицом к лицу. Вооружившись хотя
бы убого камнем, палкой, но не подставляя безропотно спину ножу.
Идущий следом поравнялся со мной, на мгновение приостановился…
Мельком окинув взглядом, немного ускорил шаг и свернул в проулок.
Поравнявшись с поворотом через десяток секунд, я уже его не увидел,
и шагов не было слышно: он будто исчез.
И тут ясно всплыл его образ: это же был бесстрастный Бродяга Сумерек!
А походя брошенный на меня взгляд, словно звучащей картинкой,
чётко сказал:
- Помойку огородили высокой решёткой, вход платный. Набережную
заковали в мрамор. Болото осушили, теперь там фонтан. На месте
Пьяного Пляжа ресторан для элитных комедиантов со стриптизом,
сауной и массажем. На Поле Чудес теперь Соц-Цирк. Питомцы социальных
артистов с коммерческим успехом в три смены пинают арбузы, калеча
ноги сим тяжким трудом. На арбузах реклама досуговых учреждений.
От рекламодателей нет отбоя.
У ворот, перед картузом с мелочью, приплясывает замёрзший седеющий
бомж. Гнусавит частушки. (Заработать б сегодня, чтобы отдать должок
«крыше».) Ноги его отстукивают ритм, в котором слух посвящённого
угадывает ностальгический рэгги-твист.
Всё тотальней и надменней
ресторанное азу.
Негде съесть бомжу пельменей,
жрёт на свалке колбасу.
Да на фиг прохожему такой заумный фольклор?
|
|