|
Вероника БОДЕ
ВЫ НАМ НЕ РАДЫ? (Пародия)
Ладно, мемуары так мемуары. Мне тоже есть, что вспомнить.
Я, конечно, у самых истоков не стояла, но газету застала все же
в зачаточном состоянии.
А случилось, граждане хорошие, вот как.
Летом одна тысяча девятьсот девяностого года снимали
мы с поэтом Николаем Мариным дачи по соседству, в подмосковном
Кратове. И частенько случалось так, что загорали мы вместе на
пляже, а то и беседовали о современной поэзии, пересекая вплавь
Кратовское озеро. От Марина-то я и услышала про некий Гуманитарный
фонд. А поскольку к тому времени я уж лет восемь переводила технические
тексты на испанский язык, порядком озверела и очень хотела "переменить
участь", то поинтересовалась, нельзя ли там работать. "Наверное,
можно", — сказал Марин, мой крестный отец в журналистике,
— и дал мне телефон Лёни Жукова.
Жуков сначала долго предлагал мне заниматься какой-то
коммерцией, потом — издавать философский журнал, — тут я порядком
перепугалась. Тогда Жуков сказал:
— Ну, еще у нас тут есть... газета..., — и как-то
странно, болезненно поморщился.
Пошла я в газету. А там Ромм сидит, грустный такой.
— Напишите, — говорит, — нам, Вероника, чего-нибудь.
— А про что?
— А про что хотите. Ну, может, выставки там какие,
акции...
А поскольку я, по долгу жены искусствоведа, посещала
иногда как выставки, так и акции, то о них, натурально, и написала.
И очень опрометчиво поступила. Потому что этот выставочный хвост
так до сих пор за мной и тянется. Понесла меня эта мутная волна,
засосала трясина вернисажей...
Ладно. Стала я в "ГФ" ходить, статьи носить.
И такая там странная, эфемерная какая-то была атмосфера, что вот
всякий раз иду это я, бывало, туда, и кажется мне, что вот спущусь
я сейчас в подвал на Дмитриевского, а там какая-нибудь бабуля
сидит и говорит мне:
— И-и, милая, какой тебе еще фонд? Тут испокон веку
химчистка была! (или, к примеру, прачечная)
Потом предложил мне Ромм редакторскую ставку. Не
успела я согласиться, а он и говорит:
— А впрочем, нет, мы с Вами еще недостаточно знакомы.
"Ну, — думаю, — газета-то, видать, солидная.
Как будто в Министерство культуры на работу принимает .
А газетка-то, кстати, вид тогда имела плачевный.
Текст печатался на машинке, потом, частенько несчитанный, со всеми
опечатками, уменьшался на ксероксе, из всего этого дела сами клеили
макет... Солидные авторы стеснялись нам писать, если и писали,
то подписывались какими-нибудь чужими инициалами. Зато подаренного
Сосной бумажного ролля надолго хватало: выходила газетка раз в
месяц, а то и в два.
Потом все-таки принял меня Ромм на службу. Я и говорю:
— Есть у Вас, Михаил Наумович, какой-нибудь редакционный
портфель? Можно с ним ознакомиться?
— Можно, — говорит, — но только там одни твои статьи
лежат.
А вообще много смешного было. Тыкалась я поначалу,
конечно, как слепой кутенок: печатать-то действительно нечего
было. Первым делом привела в редакцию свою подругу, Эллу Крылову
— со стихами, натурально, Ромм тут же сделал вид, что у него редакционный
портфель битком набит и что сам Бродский рад бы у него напечататься,
да стихи класть некуда. Выяснилось также, что для того, чтобы
напечататься в "ГФ", надо сначала пройти все круги ада,
включая платную рецензию, библиотеку рукописей и многолетнее ожидание
своей очереди. Элла же делала вид, что ее сюда притащили на аркане
и что напечататься у нас для нее, по ее собственному выражению,
все равно, что "дьяволу продать душу". А я за это время
почти окончательно сгорела со стыда. В конце концов, оставила
Крылова деньги на рецензию. Приходит через месяц: где моя рецензия?
А Ромм ей:
— А я про Вас совсем забыл. Ой, как неудобно...
Крылова рассвирепела:
— Тогда деньги верните!
— Не могу, — скорбно ответил Ромм.
— Почему?
— А я их потратил.
Ушла Элла Крылова и больше к нам — ни ногой. И ее
теперь "Знамя" печатает, "Золотой век" и все
остальные.
Или вот как-то раз выпросила я у Сережи Кускова
статью: рукописный вариант, три дня я его расшифровывала. Авторов
я тогда вообще боялась панически, а уж гениального Кускова...
И говорю я ему, осторожненько так:
— Сергей, там вот у Вас какое-то странное выражение:
"продолжая экскурс в дискурс детства" — не тяжеловато
ли? Смеется Кусков:
— А-а, да, — это я схулиганил! Можно выкинуть.
Так вот и жили. Ромм над первыми моими статьями
жуть как издевался!
— Ну что это такое (цитата)?! Ведь это же стиль
"Московского комсомольца"! Перепиши!
Потом-то я узнала, что он всем авторам такое говорит,
а потом привыкает к ним и больше не придирается. Просто ему нравится,
во-первых, показать, какой он строгий редактор, а во-вторых, лишний
раз лягнуть "Московский комсомолец". С ним и с газетой
"Правда" у Ромма особые счеты.
Но я все-таки не обиделась и не ушла. Писала в разные
другие издания, но нигде "себя не нашла". И меня там
"не нашли". И вот я с вами — уже второй год. ("Вот
радость-то!" — скажут ехидные литераторы, которые лучше налетят
на гнездо гремучих змей, чем на статью о современном художественном
авангарде).
В лихорадочных поисках авторов вышла я на Раду Цапину.
Полюбили друг друга.
На какой-то выставке набрела на фотографа Лешу Курова.
Подружились.
И вот — мы все теперь с вами. Вы рады?
|
|